World Cup Serbia 2017
С 17 по 24 июня в Сербии проходит этап Кубка Мира и наша команда, состоящая из трех участников соревнований и трех фрифлаеров, прибыла в город Ниш. Место для всех было незнакомое и поэтому решили приехать заранее, чтобы немного полетать до соревнований. Погода распорядилась так, что полетали мы два дня перед соревнованиями, а в официальный тренировочный день погода испортилась, задул сильный ветер и локально прошли дожди. Погода улучшалась очень медленно, поэтому первый день соревнований также оказался нелётным и наша команда провела его сидя в тёплом радоновом источнике города - Нишка Баня.
Первый лётный день.
Сильный ветер. Организаторы использовали самый низкий старт. Но направление ветра с этим самым стартом совершенно не совпадало. Старт был в роторе. Но когда это кого-то останавливало на Кубке Мира? После тестового полёта камеромена Кубка и его сложной, но успешной посадки на старт, поставили задачу и открыли старт. Задача была сложная и основную её сложность составляли поворотные точки маршрута, находящиеся в ущельях, заросших лесом с минимальными возможностями для хоть сколько-нибудь штатной посадки, кучей высоковольток и невероятно сильным ветром по ущелью. Кое как наковыряв высоты в постоянно сносящихся по сильному ветру потоках взяли первую точку и оказались в достаточно сложной ситуации.

Сильнейший встречный ветер практически останавливал парапланы в воздухе. Самые спортивные крылья планеты на полных акселераторах имели скорость 10-15 км в час. Но это не остановило пилотов. Подкрутив высоты попытались вылететь из ущелья. Из нашей команды в полной мере это удалось сделать только Стёпе Кичиджи. Я и Константин Матусевич практически долетели до конца ущелья, но вылететь не хватило высоты и пришлось совершить посадку в месте даже отдалённо не напоминающем пригодную для посадки площадку. Стёпа летел немного впереди и в момент когда высота практически кончилась смог дотянуть до роторной зоны в которой этот самый пресловутый ротор срывал очень турбулентный поток и каким-то фантастическим образом умудрился обкрутить это турбулентное подобие термички. А его Zeno выстоял в жёстких ударах ротора. Итог дня: Степа Кичиджи – 54 место, Костя Матусевич – 85 место, я на 92-м.

Второй лётный день
Новый старт значительно повыше. Место поинтереснее для полётов. Очень красиво. Общим у вчерашнего и сегодняшнего стартов было только одно - этот тоже был в роторе. На старте стоит очередь из пилотов. Стартовать очень сложно, поэтому на старт пускают по три человека. В первую очередь идут пилоты занявшие вчера верх итоговой таблицы результатов и девушки участники соревнований. Я дождался своей очереди и стартовал в момент прихода потока, поэтому меня сильно подкинуло и разворачиваться пришлось в воздухе. Но полёт не начался. Меня тут же поставило на покрытие старта, а потом уже рвануло вверх со всей реальной силой турбулентного термика. Перестать отлавливать клевки и предупреждать сложения получилось только после вылета за скалу, из-за которой, собственно, и происходили все эти неприятные возмущения воздуха. Еле успев набрать высоты, слышу зуммер прибора «старт открыт» и бросаюсь с группой пилотов к первой точке.

Сразу стало понятно, что задача очень тактическая. Одной группе пилотов удалось занять выгодную позицию и полететь к первой точке практически по ветру. Группа, в которой летели я и Стёпа, шла с боковым ветром, и группа, в которой летел Костя, шла против ветра. В итоге первую точку группы взяли на очень разной высоте. Дальнейшая гонка проходила в условиях очень резко меняющегося рельефа и погоды по маршруту. Это усложняло задачу и не позволяло ни на минуту расслабиться. Любая тактическая ошибка могла привести к самым серьёзным последствиям или вынужденной посадке в совершенно не предназначенных для этого местах. Так и летели: то обгоняя, то приотставая, постоянно решая сложную задачу выбора оптимального маршрута. Уже заходя на посадку, на высоте около 6 метров я попал в узкий и резкий поток и в долю секунды поучил ассиметричное складывание крыла около 40-50 %. К моему счастью мой Zeno практически не изменил направления, очень быстро надулся и я приземлился на штатнолетящем крыле.
Итог этого сложного дня такой: Костя Матусевич – 68 место, у меня – 63 место и Степа Кичиджи на 81-м.

День пятый ( финал) запомнится. Это был первый и единственный день на соревнованиях, когда получилось стартовать с большого высокого старта и набрать высоту без полётов на низкой высоте в роторе и риска сесть внизу до открытия воздушного старта.
Высота набралась сразу и перед открытием старта все вяло крутили под базой в несильном и достаточно ровном потоке. Проблемы начались буквально с первой минуты гонки. Мы со Стёпой выбрали неправильную линию полёта: это когда на переходе к точке, по выбранной пилотом линии полёта, снижение больше чем у летящих параллельно крыльев. Костя линию выбрал правильную и очень “жирную”. Он значительно меньше терял высоты на переходе и радостно топил полный акселератор. Через 15 минут полёта стало понятно, что поиска потока на очень низкой высоте над хребтом в условиях изрезанного рельефа нам не избежать и, проводив удаляющегося в космосе Костю доброзавистливым взглядом, мы со Стёпой начали пытаться найти то единственное и неповторимое ядро потока в куче разваливающихся приземных пузырей, которое вознесёт нас на нереальную высоту и даст возможность быстро двигаться вперёд. И у нас получилось. Ровненькая и комфортная четвёрка вернула нас в серьёзную игру.

Километров через несколько мы догнали вторую часть первого гагла. Парни яростно боролись за высоту в 200 метрах от рельефа над огромным карьером по добыче мрамора. С точки зрения генерирования потоков это было идеальное место для набора высоты, но оно почему-то вообще не работало. Это несоответствие теории и практики и привело к резкому снижению второй группы и переходу от гонки на полном акселе к поиску потоков на зажатых клевантах. Оставив Костю заниматься этим нужным и очень занимательным делом, слегка подкрутив, мы со Стёпой отрываемся от хребта и переходим долину. Слева в долине крутится в потоке лидерский паровоз. Есть огромный соблазн рвануться за ними, но это ловушка, так как вероятность догнать лидерский гагл, летя практически в одиночку по долине небогатой потоками, достаточно низкая. Но впереди и справа через долину над хребтом формируется кучёвка и с точки зрения тактики полёта догонять нужно имея явное преимущество, а у нас есть большое подозрение, что там может сформироваться дорога в облаках, которая и будет нашим козырем в этой гонке. Вылететь над центром хребта заходя на него против ветра из долины дело не простое и очень рискованное, но в случае успеха бонусы быстрого полёта покрывают все трудности. Стёпа выбирает вариант более надёжный: уходит на пару километров в бок от маршрута и заходит на хребет с торца и по ветру. Я выбрал более рискованный вариант: против ветра через ротор надеясь, что ротор будет подсрывать потоки и мне на них получится долететь до вершины хребта. И получилось. С яростью утопающего цепляюсь за поток. Несколько оборотов трачу на центровку и в верх к облакам. Стёпа говорит в рацию, что он тоже под базой. Дальше начали догонять. Выжимаю из Zeno всё, на что он способен. Валю под облаками. Иногда база каким-то интересным образом меняется и мне приходится облетать облака вокруг. Залетать в облака категорически запрещено. Не отпускаю полный аксель даже когда выпадаю из плюс 3 в минус 3. Нужно километрами держать максимальную скорость. Сзади в трёх км по стриту летит Стёпа, а за ним ещё в нескольких километрах восставший из пепла мастер наборов в слабых потоках Костя. Видно карьер всё-таки сжалился и выдохнул потоком. Лидеров почти догнали. Но почти... Они всё-таки оказались немного быстрее. На голе слегка глюкнул варик - перестал видеть финишную линию. Пришлось попасть точно в точку гола для гарантии, а то обидно было бы пролететь 65 километровй таск и не взять гол.

Вечером Степа поведал мне очень интересную историю: выходя из-под одного облака на маршруте он из плюс 5 просто нырнул в минус 7. Когда увидел цифру 7 на варике и понял, что коллапса не избежать резко дёрнул за бобышки пытаясь минимизировать ожидаемый в такой ситуации мощное фронтальное складывание на полном акселераторе. Но аксель не отпустил… фронталки не произошло. Zeno выстоял: нырнул в семёрку разогнался и полетел дальше к голу.